|
Археология
Археологические
памятники составляют едва ли не самую многочисленную категорию
памятников истории и культуры. Они есть всюду, где когда-либо жил
человек: в знойных песках пустыни и в снежных просторах Заполярья,
высоко в горах и даже на морском дне, которое некогда было сушей.
Известный русский археолог А. А. Спицын утверждал, что
«археологических памятников нет там, где их не
ищут».
К археологическим памятникам относятся древние поселения,
могильники, места, где люди молились своим богам, шахты и рудники,
пещеры, на стенах которых оставили свои рисунки.
Одну из групп археологических памятников составляют
могильники курганные и бескурганные. Во все времена, начиная
с
эпохи древнекаменного века, люди хоронили умерших сородичей в земле.
Веря в загробную жизнь, они клали в могилы вещи, принадлежащие
погребенным.
С эпохи древнекаменного века – с III тысячелетия до
н. э.
– распространился обычай насыпать над могилами курганы. Этот
обычай существовал вплоть до XIV в.
Археологические памятники – свидетели давно
минувших веков.
Чтобы заставить памятник « заговорить», нужно его
раскопать. Но только методически правильные, по научному организованные
раскопки могут дать нужный материал. Если раскопки проводит
неспециалист, он может разрушить памятник, упустить какие-то детали и
тем самым нанести большой ущерб науке.
Большую ценность для археологии представляет собой
Гвардейский
курганный могильник, который содержит разновременные погребения: от
эпохи бронзы (захоронения срубной культуры) до золотоордынского
времени. Больше всего захоронений в Гвардейском могильнике относятся к
сарматской эпохе.
Значение этого могильника поистине огромное для истории
нашего
края. Во-первых, он содержит в себе погребения, которых в Самарской
области насчитывается единицы. Например, женское погребение
среднесарматской эпохи, доказывающая, что до этого времени сохранилось
высокое положение женщин в обществе. Во-вторых, Гвардейский могильник
входит в число наиболее полно исследованных могильников Самарской
области. В-третьих, в этом могильнике значительно преобладают
среднесарматские курганы, что не встречается в нашей области.
В связи с огромной научной ценностью археологических
памятников
все они объявлены народным достоянием и находятся под охраной
государства.
Очень часто археологические памятники разрушаются силами
природы,
например, реками во время половодья. Но бывает и так, что ущерб
наносится в ходе земляных работ. В любом случае каждый обнаруживший
разрушение памятника должен сообщить об этом археологам, которые примут
меры по его спасению.
Самарская область – один из интереснейших в
археологическом
отношении районов страны. Сколько у нас археологических памятников? На
этот вопрос пока едва ли можно ответить.
В 20-х г. г. XX века археологическая экспедиция Общества
археологии, истории, этнографии и естествознания под руководством В. В.
Гольмстен обследовала почти всю Самарскую губернию и выявила свыше 1200
археологических памятников. После этого за 80 лет было обследовано еще
около 600 новых памятников. Однако число их далеко не исчерпано. Многие
памятники, возможно, самые интересные, еще ждут своих исследователей.
О степени культуры каждой страны можно судить по ее отношению
к
памятникам истории и культуры. Интерес к ним является естественным
проявлением живого чувства патриотизма, гордого сознанием крепости и
вечности глубоких корней, на которых росла наша современная культура,
созданная на земле, возделанной многовековым трудом народа.
Наследуя культурные традиции прошлого, человек должен
создавать
новые. Одной из таких новых традиций стала у нас всенародная забота о
сохранении памятников, которую все мы должны развивать, укреплять,
совершенствовать.
Сарматы
на территории Самарского края.
Еще
в VI – IV в. в. до н. э. В степях Южного Приуралья, Нижнего и
Среднего Поволжья, левобережья Дона жили савроматы. Это один из древних
народов, обитавших на территории нашей страны, имя которого дошло до
нас благодаря трудам греческих авторов Эфора, Геродота,
Псевдо-Гиппократа, Псевдо-Скилака. По своей культуре, языку и
происхождению савроматы были очень близки к скифам. Эту близость
неоднократно подчеркивали греческие авторы. Так, Геродот писал, что
савроматы произошли от браков скифских юношей с прекрасными и
воинственными амазонками, поэтому их язык скифский, но
«испорченный», так как амазонки плохо усвоили его.
Видимо,
языки скифов и савроматов были действительно очень близки, хотя рассказ
Геродота не более чем красочная легенда.
Савроматская культура сложилась к концу VII в. до н. э. На
территории Волго-Донского междуречья, доходя до Западного Казахстана. В
ее формировании приняли участие многочисленные племена эпохи бронзы, в
том числе племен срубной и андроновской культур. Самарское Заволжье
было далекой северо-восточной окраиной савроматского мира.
Савроматы не имели постоянных поселений, поскольку вся их
жизнь
проходила в частых перекочевках. Основу экономики составляло
скотоводство. Савроматы находились на стадии разложения родового строя.
Грабительские войны и набеги на соседей стали для них повседневным
промыслом. Греческие историки выделяли активную роль савроматских
женщин в общественной жизни, их участие в военных походах. Эти сведения
древнегреческих авторов подтверждаются археологическими находками. В
богатых женских погребениях нередко встречаются мечи –
акинаки и
бронзовые наконечники стрел. Иногда вместе с ними в могилах находят
каменные жертвенники, позволяющие предположить, что женщины выполняли
жреческие функции.
Родовой строй у савроматов вступил в стадию разложения.
Несмотря
на то, что земля, видимо, еще представляла собственность отдельных
родов и племен, у них уже появилась частная собственность и
имущественное неравенство. Об этом красноречиво говорит наличие очень
богатых и очень бедных погребений.
Савроматы были весьма воинственны. В походах и войнах
принимали
участие не только мужчины, но и женщины, которые с детства учились
верховой езде и владению оружием, упражнялись в военном деле и охоте.
Девушки имели право выходить замуж лишь после того, как убьет
нескольких врагов. Замужняя женщина перестает ездить верхом, пока не
явиться необходимость поголовно выступать в поход. Следовательно,
замужние женщины наравне с мужьями составляли племенное ополчение и
активно участвовали в защите своих земель и больших захватнических
походах. В мирное время женщины вели домашнее хозяйство, занимались
прядением, ткачеством, шитьем одежды и обуви, изготовлением посуды.
Женщины принимали активное участие в общественной жизни. Греческий
автор Псевдо-Скилак называл савроматов женоуправляемыми.
Археологические исследования подтверждают воинственность
савроматских женщин и их высокое положение в обществе. Во многих
курганных группах центральное положение занимает курган с особенно
богатым женским погребением, нередко сопровождаемым оружием и
украшениями. Возможно , это погребения женщин –
родоначальниц,
так как не исключено, что счет родства у савроматов велся по
материнской линии. Интересно, что не менее 20 % всех погребений с
оружием составляют женские погребения.
Савроматы имели первоклассное для своего времени вооружение.
Оно
состояло из короткого меча – акинака, лука со стрелами и
копья,
что было очень похоже и на скифское вооружение.
Грабительские войны сарматов превратились для них в
регулярный
промысел. Видимо, у них были воинственные вожди и народное собрание
(это характерные признаки периода военной демократии).
В связи с кочевым образом жизни у савроматов не было поселений.
Единственные их памятники – это разбросанные в степях
курганы.
Погребенные обычно лежат головой на запад. Руки их вытянуты или согнуты
в локтях, ноги согнуты в коленях и слегка раздвинуты, то есть
погребенному придавалась поза всадника. В могилу клали часть тушки
молодого барана и оружие: мечи, наконечники стрел в колчанах, реже
копья. В женских погребениях встречаются зеркала, украшения, каменные
жертвенники, раковины, в которых хранили косметические средства: белила
и румяна. В могилы ставили глиняные сосуды. Очень часто в них
встречаются кусочки мела и красной краски реальгара, видимо,
символизирующие огонь. Культ огня играл большую роль в религиозных
представлениях савроматов. Об этом свидетельствует обычай разводить
костер на перекрытии могильной ямы или засыпать погребение горячими
углями.
С IV в. до н. э. у племен савроматов, обитавших в степях
восточнее реки Дон, появляются новые соседи, которых античные писатели
называют «сирматами» и
«сарматами». Геродот,
чьи сведения относятся ко времени не позднее середины V в. до н. э., не
знает племен под такими названиями ни вблизи, ни вообще где бы ни было.
Впервые этноним «сирматы» появляется в
«Землеописании» Евдокса Книдского, составленном,
как
полагают, в 370 – 365 годах до н. э. Античные
авторы вполне
определенно отличают эти племена от савроматов, обитавших на этой
территории в течение нескольких столетий. Этногеографическое название
«Скифия» заменяется
«Сарматией», также этноним
«сарматы» постепенно вытесняет у античных авторов
этнонимы
«скифы» и «савроматы».
Сарматы сыграли важную роль в исторических судьбах племен
Северного Причерноморья и степной полосы Восточной Европы. Сарматские
племенные союзы – сираки, аорсы, роксоланы, аланы, языги
–
расселяются на обширных пространствах от Аральского моря на востоке до
Румынии и Венгрии на западе. Они наносят сильнейший удар
скифам,
вытеснив часть их в Крым, предпринимают далекие походы в Закавказье,
ведут борьбу с государствами Парфией и Римом. Они расшатывали и
подрывали устаревший рабовладельческий строй в греческих колониях
Северного Причерноморья, вместе с другими народами –
маркоманами,
квадами, готами, ганнами – принимали участие в разгроме
Римской
империи и окончательном разрушении рабовладельческого строя.
К началу IV в. до н. э. на территории Южного Приуралья и
Западного Казахстана сформировалась прохоровская культура, получившая
свое название по курганному могильнику у с. Прохоровка в Оренбургской
области; она сложилась на основе самаро-уральского варианта
савроматской культуры при участии населения, пришедшего из Зауралья,
Казахстана и Приаралья. Прохоровскую культуру называют раннесарматской.
В IV в. до н. э. она бытовала только в Южном Приуралье и Западном
Казахстане. В Нижнем Поволжье в это время продолжали жить савроматы. К
концу того же столетия прохоровская культура охватила и Нижнее
Поволжье. Существует гипотеза о военном вторжении племен прохоровской
культуры на территорию нижневолжских савроматов и о включении последних
в конфедерацию ранних сарматских племен.
Первые находки, связанные с раннесарматской культурой, были
сделаны еще в XIX в. Найденные мечи и кинжалы с серповидными навершиями
и прямыми перекрестьями позволили предположить, что Самарская область
входила в территорию распространения раннесарматской культуры.
Погребальные комплексы прохоровской культуры в степях Самарской области
впервые были открыты И. Б. Васильевым в 1972 –73 г. г.
В III – II в. в. до н. э. в Поволжье и Приуралье
господствовала раннесарматская прохоровская культура. У ранних сарматов
шел процесс разложения родового строя – выделялась богатая и
воинственная родовая знать. Роль женщин в общественной жизни
понизилась, женские погребения с предметами вооружения встречаются
гораздо реже, чем в савроматское время.
Раннесарматские погребения Самарской области занимают
промежуточное положение между нижневолжскими и приуральскими, соединяют
в себе черты этих групп, но связи с Приуральем более ощутимы.
Хозяйство ранних сарматов, видимо, не отличалось от хозяйства
их
предков – савроматов. По-прежнему ведущей отраслью его было
кочевое скотоводство.
Со II в. до н. э. сарматы начинают играть важную роль в
международных событиях античного мира. Например, в 179 г. до н. э.
сарматский царь Гатал в союзе с Херсонесом принял участие в заключении
мирного договора между рядом государств Малой Азии: Понтом, Пергамом,
Вифинией и Каппадокией. Сарматы с этого времени особенно часто
упоминаются в трудах многих греческих и римских историков.
Время существования среднесарматской культуры совпадает с
периодом политической активности и военного могущества сарматов. Он
характеризуется дальнейшим продвижением сарматских племен в западном,
юго-восточном, северном направлениях. Результатом стало дальнейшее
значительное расширение территории их обитания.
Расселение сарматов в конце II – I в. до н. э.,
накануне
сложения среднесарматской культуры фиксирует
«География»
Страбона. Кроме того, их передвижения прослеживаются по римским
письменным источникам (Овидий, Тацит, Плиний Старший). Сарматы
продвигаются далеко на запад, вплоть до Дуная. Письменные источники
фиксируют участие сарматов в борьбе Рима, Парфии и Армении за
политическое господство в Средней Азии и Закавказье.
Самарская область входила в территорию распространения
среднесарматской культуры, образуя в пределах Поволжского региона ее
северную периферию. Первый погребальный комплекс этой культуры в нашем
крае открыт в 1923.
В начале II в. н. э. сарматская культура претерпевает
существенные изменения и вступает в новый этап своего развития,
получивший название позднесарматского. Переход к новому этапу
ознаменовался резкими изменениями в погребальном обряде и материальной
культуре, что, по мнению некоторых исследователей, было связано с
изменением этнического состава населения Нижнего Поволжья на рубеже I и
II в. н. э., что в свою очередь было обусловлено борьбой государства
Кангюй, одного из крупных государств Средней Азии, с Кушанским царством.
В результате борьбы Кангюй потерял Хорезм и Ташкентский
оазис, но
активизировал деятельность в Северном и Южном Приуралье. Одновременно с
этим на рубеже I и II в. в. н. э. в сарматскую среду вливаются массы
западносибирских племен, о чем свидетельствует появление северной
ориентировки погребенных, костяных наконечников стрел, некоторых типов
керамики. Часть сарматских племен под натиском среднеазиатского и
западносибирского населения покидает Заволжье, переселяясь в междуречье
волги и Дона. Оставшиеся в Заволжье сарматы смешиваются с пришельцами и
создают позднесарматскую культуру. Из Заволжья эта культура
распространяется на запад, становится общесарматской.
В отличие от предшествующего периода в позднесарматское время
умерших хоронили не в более ранних курганах, а насыпали под каждой
могилой индивидуальные насыпи. Увеличение числа погребений связано,
возможно, с разгромом Танаиса готами и вытеснением части сарматов на
восток.
Кроме этого существует и другой взгляд на происхождение
позднесарматской культуры. Ее сторонники придерживались эволюционного
подхода. П. Рау рассматривал памятники кочевников позднеримского
времени (III – IV в. н. э.) как результат слияния культурных
традиций предшествующего периода (I – II в. н. э.).
Изменения, по
его мнению, были обусловлены влиянием греко-римских колоний Северного
Причерноморья. При этом не исключалась возможность того, что
позднесарматская культура формировалась в связи с передвижением каких
– то восточных ирано-язычных групп кочевого населения в
Поволжье,
где они были включены в сарматскую этнокультурную общность.
В развитии позднесарматской культуры выделяются три этапа.
Каждый
из них связан с конкретной исторической ситуацией в степях восточной
Европы и фиксирует изменение облика культуры поволжских кочевников.
Первый этап (рубеж I – II в. в. н. э. –
первая
половина II в. н. э.) – время становления позднесарматской
культуры в Поволжье. В этот период появляются детали обряда и вещи,
характерные для нового культурного комплекса, что связано, вероятно, с
продвижением племен из Средней Азии.
Второй этап (третья четверть II – III в. н. э.)
–
распространение ведущих черт позднесарматской культуры на всю
территорию степного Поволжья и далее на запад. Это явление отражает,
по-видимому, продвижение сарматов на запад и освоение ими
новых
территорий. Концом этого периода становится готское вторжение в
Северное Причерноморье, в результате чего большинство
северо-причерноморских торговых и ремесленных центров было разрушено.
Произошел разрыв связей позднесарматских племен с городами Северного
Причерноморья.
Третий этап (середина III – IV в. в. н. э.)
является
завершающим в истории позднесарматских племен. В это время основной
территории обитания поволжских кочевников становятся степи Заволжья.
Впервые памятники позднесарматской культуры были выявлены В.
В. Гольстен в 1923 – 1924 г. г.
В конце IV в. н. э. сарматы оказались разгромлены гуннами.
Часть
побежденных, примкнув к гуннам, отправилась с ними в Западную Европу,
достигнув Испании и даже Северной Африки. Оставшиеся в южно –
русских степях смешались с другими народами и растворились в их массе.
САРМАТСКИЕ
ПОГРЕБЕНИЯ У СЕЛА ГВАРДЕЙЦЫ
В
1921 г. слушатели курсов Восточной экспедицией общества археологии,
истории, этнографии и естествознания под руководством Веры Владимировны
Гольстен прошли около 1000 верст и обследовали значительную часть
течения р. Самары, открыв более ста археологических памятников, в том
числе и курганной группы, расположенной на второй террассе р. Самары в
1 км к юго-востоку от села Гвардейцы Борского района Самарской области.
Средневолжская археологическая экспедиция произвела раскопки
курганной группы у села Гвардейцы в 1970 – 1972 и 1994 годах
под
руководством Г. И. Матвеевой, В. Н. Мышкина и В. А. Скарбовенко.
В Гвардейском могильнике исследовано 10 сарматских
погребений.
Восемь из них относятся к среднесарматскому этапу. Они распологаются в
центре курганов. Одни из них впущены в курганы эпохи бронзы, другие
являются основными. Центральное основное погребение было диагональным.
Неподалеку, в узкой прямоугольной яме, находилось синхронное ему
детское погребение. Почти все могильные ямы имели деревянные
перекрытия, иногда двойные, причем в овальных могилах верхний ярус
перекрытия составляли плахи, идущие в меридиональном, нижние
– в
широтном направлении. В среднесарматское время все погребения
были одиночные. Погребенные лежат на спине в вытянутом
положении,
обращенные на юг, юго-запад и юго-восток. Ноги их вытянуты, а руки
согнуты в локтях. В двух погребениях Гвардейского могильника костяки
лежат в «танцующей» (или
«атакующая») позе
– нога вытянута, другая согнута в колени. Большинство
погребений
сопровождалось глинянными сосудами. Сосуды эти делятся на две группы:
гончарные и лепные. К первой группе относятся три сосуда. Один из них
представляет собой красноглиняный кувшин с биконическим туловом, слегка
расширяющимся кверху цилиндрическим горлом, ручкой и носиком-сливом. У
основания горла расположен орнамент из трех бороздок. Сосуд сформован
из тонкоотмученной глины с примесью мелкого пескаи хорошо обожжен: он
прочный, звонкий. Судя по составу теста четыре сосуда имеют боспорское
происхождение. Более точно установить центр их производства невозможно.
Другая часть представляет собой одну из наиболее характерных групп
меотской керамики Прикубанья, откуда, вероятно, и попали на Волгу в
результате тесных меото-сарматских связей. Маленький тонкостенный
сосудик с отогнутым венчиком и кольцевым поддоном сформирован из
тонкоотмученной глины с небольшой примесью слюды. Под венчиком
сохранились следы глазури – лака красно-бурого цвета. В. В.
Кропоткин считает, что он имеет малоазийское происхождение, т. к. по
цвету лака имеет сходство с керамикой пергамского производства, но
наличие примеси и слюды, рыхлость теста и непрочность стенок сближает
его с самосской керамикой.
Лепные сосуды имеют шаровидное тулово, цилиндрическое
воронкообразное горло с отогнутым венчиком. Днища сосудов уплощенные.
Поверхность двух сосудов покрыты лощением. Орнамент состоит из 2-3
желобков на плечиках и спускающихся от них по тулову вертикальных или
наклонных линий. Орнамент третьего сосуда представлен резными желобками
на плечиках и вертикальными линиями на тулове. По форме сосуды близки к
образцам прохоровской керамики, но лощение более характерно для
среднесарматского времени. Этот сосуд изготовлен очень тщательно, порой
его трудно отличить от гончарного, возможно, их формовали на
вращающейся подставке. Другой лепной сосуд имеет кувшинообразную форму,
цилиндрическое горло, слегка отогнутый венчик, невысокое приземистое
тулово, округлую в сечении ручку. Глиняное тесто сосуда серого цвета,
содержит примесь шамота, поверхность неровная, обжиг плохой, на
плечиках – орнамент из четырех параллельных бороздок.
Особую категорию вещей составляют предметы туалета: зеркало,
костяные ложечки, алебастровый сосудик. Они найдены в погребении I
кургана 8. зеркало представляет собой бронзовый диск с валиком по краю
и боковой ручкой-ушком. Оно положено в могилу в разбитом виде, что
весьма характерно для сарматов. Подобные зеркала в сарматских
погребениях Нижнего Поволжья встречаются не часто. Зеркало в
Гвардейском могильнике отличается от всех подобных отсутствием
умбоновидной выпуклости в центре. Оно может служить датирующим
предметом, т.к. подобные зеркала хорошо укладываются в рамки I в. н.э.
В маленьком алебастровом сосудике лежало два детских зуба.
Сосудик имел небольшую ручку в виде выступа. Его высота 3,5 см.
вероятно использовался он в качестве туалетного.
Костяная ложечка имеет круглую в сечении ручку с
кольцевым
пояском-утолщением посередине, украшенную на конце пластинкой в виде
четырехлепесткового цветка с пятью отверстиями. Подобный тип ложечек с
резко выделенной головкой и круглой в сечении ручкой более характерен
для савроматских и раннепрохоровских памятников. В среднесарматское
время эти ложечки встречаются крайне редко.
К числу предметов туалета, возможно, принадлежит створка
речной
раковины, найденной в погребении 2 кургана №2. такие раковины
использовались сарматскими женщинами для разведения в них белил и румян.
Оружие в среднесарматских погребениях Гвардейского могильника
представлено железным кинжалом и наконечниками стрел. Все наконечники
железные, черешковые, трехперные, малого размера. Грани срезаны под
прямым углом к черенку. Этот тип стрел появляется в прохоровское время
и господствует в среднесарматских памятниках. Среди всех остальных
выделяется наконечник стрелы из погребения I кургана 8. Он имеет не
треугольную, а сводчатую головку. Появившись в конце IV в. до н.э.
подобные наконечники вскоре выходят из употребления. В среднесарматских
погребениях их находки единичны. Наконечники стрел в погребении 1
кургана №2 находились в колчане, от которого сохранилась пленка краски
ярко-розового цвета, некогда покрывавшей колчан.
В погребении 1 кургана №8 обнаружен железный кинжал с
кольцевым
навершием. Длина его 32 см. клинок кинжала обоюдоострый, изготовленный
из нескольких полос, сваренный и раскованных. Сечение клинка
–
линзовидное. Сохранность меча очень плохая, на нем отмечены следы
древних ножен, окрашенных в красный цвет. В погребении кинжал находился
справа от костяка, что соответствовало обычному способу ношения ножей и
кинжалов с кольцевым навершием. Рядом с рукоятью кинжала лежала большая
прямоугольная пряжка. А.М. Хазанов объясняет расположение пряжек рядом
с рукоятью кинжала определенным способом его ношения, а именно
прикреплением кинжала к поясу в вертикальном положении.
Погребение 1 кургана №8 представляет большой интерес. Оно
сопровождалось кинжалом в ножнах, набором наконечников стрел, оселком,
берестяной шкатулкой, зеркалом, алебастровым сосудиком для благовоний и
ложечкой для растирания косметических средств. Украшения и предметы
туалета свидетельствуют о том, что погребение скорее всего было
женским. Предметы вооружения в женских сарматских погребениях
встречаются гораздо реже, чем в савроматских, однако это явление не
исключительное. Видимо, в среднесарматское время еще сохранилось
высокое положение женщин в обществе и, вероятно, они участвовали в
военных походах. Но это было уже пережитком старых традиций.
Орудия труда в погребениях Гвардейского могильника
немногочисленны: два пряслица, оселок и железная проколка. Глиняное
пряслице из погребения I кургана №1 имеет биконическую форму и украшено
линейным орнаментом. Алебостровое пряслице реповидной формы найдено в
детском погребении II кургана №2. оселок изготовлен из кремневой
продолговатой гальки черного цвета. На одном конце имеется круглое
отверстие для подвешивания. Железная проколка представляет собой
короткое шило с черешком, который вставляется в деревянную рукоятку.
В детском погребении II кургана №2 рядом с черепом было
найдено
височное кольцо из тонкой бронзовой проволоки с чуть заходящими
концами. Подобные кольца довольно часто попадаются в женских
погребениях среднесарматского времени.
Около кисти правой руки находилось скопление бусин, которые
либо составляли браслет, либо были нашиты на рукав одежды.
Весь описанный инвентарь погребений имеет аналогии в среднесарматских
памятниках Поволжья и Приуралья. Таким образом, они могут быть
датированы среднесарматским временем, скорее всего рубежом I века нашей
эры.
К позднесарматскому времени относятся два погребения
(погребение
IV кургана 8 и погребение I кургана 14). Первое из этих погребений было
впускным, второе – основным и единственным в кургане.
Погребение
I кургана 14 находилось в могиле с подбоем. Костяк лежал в подбое
головой на северо-восток. Рядом с черепом лежал в подбое кусок мела,
нож и два грушевидных пряслица. В заполнении могильной ямы были найдены
обломки лепного сосуда и фрагменты бронзового предмета.
Погребение IV в кургане 8 принадлежало ребенку. От костяка
сохранились только отдельные части черепа; судя по их положению,
ребенок лежал головой на восток в узкой прямоугольной яме. Погребение
сопровождалось глиняным сосудом, сформированным из плохо отмученной
глины с примесью шамота. Поверхность грубая, шероховатая. Сосуд имел
яйцевидное тулово с уплощенным дном и короткую отогнутую шейку.
Погребение IV с костяком ребенка трех лет, лежащего на спине,
находилось в северной половине кургана 8, на глубине 0,25 м от уровня
материка.
ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ
ПЕРИОД САМАРСКОГО ПОВОЛЖЬЯ
В
50-х годах VII века, после смерти Курбата, Великая Болгария в Приазовье
распалась и часть болгар переселилась на Волгу. Первая волна болгар
проникла в южную часть Среднего Поволжья еще в конце VII века.
В VIII – IХ веках на территории Среднего Поволжья
происходили сложные этнические процессы: различные по языку и
происхождению группы населения сливались в единую болгарскую
народность. В начале Х века болгарский царь Алмуш объединил основную
массу болгарских племен. К концу Х века процесс централизации
государственной власти в Болгарии в основном завершен.
После завоевания Ирана, Средней Азии, Закавказья и битвы на
реке
Калке в 1223 году монголы двинулись по Волге в Булгарию. Однако булгары
дали достойный отпор. Они устроили засады в нескольких местах и
выступили навстречу монголам. После столкновения булгарские воины
начали отступать, заманивая врага в засады и нападая на него с тыла.
Монголы оказались окруженными со всех сторон и понесли огромные потери.
Оставшиеся в живых бежали в Саксин.
В 1229 году монголы возобновили нападение, и русские летописи
сообщают о поражении булгар на реке Яик. Через три года монголы вновь
пришли на территорию Булгарии и зимовали, не достигнув Биляра.
В 1235 году хан Удэгей собрал курултай Монгольской империи,
где
был утвержден план завоевания Европы. В августе 1236 года хан Батый
начал поход для захвата владений булгар и северо-восточных русских
княжеств. Булгары были разбиты. Сначала был взят штурмом город Биляр,
известный своей неприступностью и большой населенностью. Жители его
были частью убиты, частью пленены. Лаврентьевская летопись сообщает об
этих событиях так: "Придоша от восточной страны в болгарскую землю
безбожнии татары и взяша славный Великий город Болгарский и избиша
оружием от старца до уного и до сущего младенца и взяша товара
множество, а город их подогша огнем и всю землю плениша".
Монгольская армия огнем и мечом рассекла всю Волжскую
Булгарию,
разгромив сильное некогда государство, включив эту территорию в улус
Джучи.
Многие крупные города оказались в руинах. Муромский городок
стал,
очевидно, первой жертвой нашествия, т.к. находился на самом юге
Булгарского государства. Однако булгары не сдались на милость
завоевателей. В 1238-1239 гг. вспыхнуло восстание, которое возглавили
князья Баян и Джику, но в 1240 г. монголы подавили его.
В Волжской Булгарии власть золотоордынских ханов проявляла
себя
гораздо более жестко и жестоко, нежели на Руси. Повсюду хозяйничали
баскаки и даруги – представители центрального управления.
Начался
вывоз булгарских рабов и продажа их в другие страны. Ущерб, нанесенный
Булгарии завоевателями, был огромен и непоправим. В руинах лежали
города Биляр, Булгар, Сувар, Жукотин, Кернек, Муромский городок, всего
около 40 городов и укрепленных замков. Многие поселения (Биляр,
Муромский городок, др.) уже не возродились после нашествия. Сократилось
и население Самарской Луки.
В Заволжье с VIII века жили кочевники-печенеги, входившие в
объединение тюрок-огузов. В IХ веке под давлением огузов они перешли
Волгу и вторглись в южнорусские степи. С ХI века туда стали совершать
набеги половцы (или кипчаки) и гузы, разгромившие печенегов. С конца ХI
века половцы заняли господствующее положение в степях Восточной Европы.
Эти степи с ХI века в трудах арабских и персидских авторов стали
именоваться Дешт-и-Кипчак ("Половецкая степь") Жившие до прихода
половцев печенеги были частично ассимилированы пришельцами, частично
оттеснены на запад.
Поражение объединенных сил половцев и русских в битве при
Калке в
1223 году повлекло большой ущерб половецким кочевьям и торговле,
которую вела Юго-Восточная Европа. В 1236 году монголы во главе с ханом
Бату возобновили наступление на половцев и подчинили их себе, включив
Половецкую степь в состав Золотой Орды. На завоеванные земли потянулось
немало монголов со своими семьями и скарбом, однако основная масса
по-прежнему предпочитала жизнь в метрополии. Поэтому до монголизации
половецкого населения дело не дошло. Монголы постепенно смешались и
породнились с половцами. Уже в ХIV веке кыпчакский язык становится
основным литературным языком Золотой Орды. От завоевателей осталось
только имя – татары, но не язык. Половцы и гузы начали
проникать
в города Нижнего Поволжья, составляя их основное население.
Во второй половине ХIII века – первой половине ХIV
века
Золотая Орда становится крупнейшим государственным образованием
средневековой Европы.
К концу ХIII века опустошенная монголами Волжская Булгария
частично восстанавливается, а в ХIV веке ее столица Булгар переживает
период нового подъема. Город значительно увеличивается, в нем строятся
многочисленные монументальные здания: соборная мечеть, большой и малый
минарет, постройки, известные под названием Черная, Белая, Красная и
Греческая Палаты. Бурно развивались ремесла. Больших успехов достигли
металлурги, освоившие в это время производство чугуна;
совершенствовались гончарное, ювелирное, оружейное, кожевенное ремесла.
Оживилась торговля с Кавказом, Средней Азией, Русью.
Экономический и культурный подъем сопровождался стремлением
булгарских правителей к политической самостоятельности, что жестоко
подавлялось золотоордынскими ханами. Так, в 1361 году хан Булак-Тимур
предпринял карательный поход в Булгарию, сжег Булгар и разрушил его
каменные здания. Однако и после разгрома жизнь в Булгаре продолжалась,
хотя прежнего уровня его экономика не достигла. В ХIV –
начале ХV
века, пользуясь феодальными распрями в Золотой Орде, русские князья
усилили натиск на Булгарию.
ГВАРДЕЙСКИЕ
ЗАХОРОНЕНИЯ ВРЕМЕН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
На
территории Самарского края открыты погребения, относящиеся к
золотоордынскому времени. По погребальному обряду они делятся на три
группы: погребения основные и единственные в кургане; погребения,
совершенные в насыпи курганов более ранних эпох; безкурганные
погребения, располагавшиеся, главным образом, на песчаных дюнах.
Погребения первой группы открыты в курганных могильниках близ
села Гвардейцы, у села Александровка Безенчукского района и около села
Абашево Хворостянского района.
С 5 по 10 августа 1970 года Средневолжская археологическая
экспедиция произвела раскопки в восточной части Гвардейского могильника
и исследовала курган №3. Этот курган имел диаметр 8 метров, высоту 0,20
м, а насыпь состояла из коричневого чернозема. Курган был окружен едва
заметной кольцевой канавкой шириной около метра, глубиной около 0,05
метра. В центре прослеживалась светлая песчаная прослойка –
могильный выкид.
Могила имела прямоугольную с закругленными углами форму, она
находилась в центре кургана и была ориентирована с северо-востока на
юго-запад. Размеры могилы 2,2 на 0,6 метра. В ногах и в изголовье
могила имела ступеньки, возвышаюшиеся над дном могильной ямы на 20 см.
Видимо, на ступеньках лежали концы досок, перекрывавших погребение. Дно
могилы также выстлано досками.
Женский костяк хорошей сохранности лежал на спине с
вытянутыми
ногами. Правая рука согнута в локте, ее кисть лежала на тазовых костях.
Вплотную к черепу прилегала костяная незамкнутая трубочка,
принадлежавшая головному убору "бокке".
У левого плеча находились ножницы, шило с деревянной
рукояткой,
завернутые в грубую ткань типа холста. Следы ткани сохранились на
железных предметах.
Слева и справа от черепа лежали фрагменты круглого бронзового
зеркала с утолщением по окружности, причем в могилу положены не все
обломки, а лишь их часть.
У правого виска лежала бронзовая серьга в виде знака вопроса
с
напускной бусиной. Под черепом и рядом с ним сохранились кусочки
шерстяной и шелковой ткани.
Как и в кургане №3 Гвардейского могильника кочевническое
погребение Преполовенковского курганного могильника тоже было совершено
в могильной яме со ступенькой вдоль длинной стенки, на которой лежал
череп быка.
Курган №27 так же как и соседний с ним курган №3, отличался
от
большенства других курганов могильника кольцевой канавкой. Диаметр его
11 метров, высота 0,2 метра. Насыпь кургана состояла из сильно
гумусированной супеси темно-серого цвета. В центральной части насыпи на
глубине 40 см встречались куски дерева и кости, в том числе берцовые и
тазовые кости человека. Могильная яма находилась в центре кургана под
бровкой. Она имела прямоугольную форму и была ориентирована с
северо-востока на юго-запад. Длина могилы 2,3 метра, ширина 0,65 м,
глубина 0,7 метра.
Женский костяк лежал в колоде, выдолбленной из ствола дерева.
Сверху колода была покрыта досками. Могила, видимо, была частично
ограблена. Грабители нарушили центральную часть погребения. Кости таза
и ног выброшены из могилы и найдены в насыпи. В непотревоженном
состоянии сохранились лишь череп, верхняя часть позвоночника и лопакти.
Судя по ним, костяк лежал на спине, головой на северо-восток.
Перед лицевыми костями черепа были найдены железный нож с деревянной
рукояткой, обломок бронзового зеркала с орнаментом и фрагменты
деревянного гребня. Все эти вещи в момент захоронения были завернуты в
грубую ткань, от которой сохранились отпечатки на железе и тлен под
зеркалом. Под черепом костяка находился большой кусок темно-коричневой
шерстяной ткани.
В насыпи кургана обнаружены часть черепа какого-то крупного
животного и челюсть мелкого животного, возможно, собаки.
ВЫВОДЫ
Курганный
могильник у села Гвардейцы содержит захоронения разных эпох: от эпохи
бронзы до раннесредневековых погребений.
Кроме всего прочего в этом могильнике было исследовано десять
сарматских погребений.
Были вскрыты и изучены погребения, относящиеся к разным
периодам развития сарматской культуры.
Погребение №2 в кургане №25 относится к раннесарматской
культуре
(рубеж IV – III века до нашей эры – конец I века).
Становление раннесарматской культуры (исходный импульс, общий ход
процесса и его территориальные особенности) в археологии изучены крайне
слабо. Поэтому для Самарского Заволжья на сегодняшний день приходится
ограничиваться лишь констатацией наличия здесь раннесарматских
памятников конца IV века до нашей эры – I века. Эти памятники
ни
по составу инвентаря, ни по типам вещей не отличаются от
раннесарматских погребений Приуралья, Поволжья, Подонья. Сколько-нибудь
выраженные локальные отличия не фиксируются.
Среднесарматские комплексы, открытые в Самарской области, в
количественном плане уступают памятникам как предшествующей
раннесарматской культуре, так и последующей –
позднесармаской. Но
распространены эти комплексы более широко. Самый северный пункт
зафиксирован в Ставропольском районе у села Хрящевка на реке Сускан
вблизи границ Ульяновской области, где памятники предшествующих культур
ранних кочевников неизвестны.
Тринадцать из девятнадцати среднесарматских погребений
обнаружены
в курганном могильнике Гвардейцы. Таким образом, только в
среднесарматское время на территории Самарской области появились
могильники с относительно большим числом синхронных курганов. Это
явление, не характерное для предшествующих эпох, может
свидетельствовать о более стабильном освоении сарматскими племенами
определенной территории, о более прочной привязке их к региону обитания.
Большой интерес из позднесарматских погребений представляет
погребение I кургана 8, где по украшениям и предметам туалета можно
предположить что оно женское. Это погребение сопровождалось оружием,
что доказывает сохранение высокого положения женщин в обществе.
Также большое значение для археологии имеют Гвардейские
позднесарматские погребения, так как к последнему, третьему этапу
развития этого периода сарматской культуры удалось отнести только два
погребения.
Таким образом, в комплексе Гвардейских могильников вскрыты и
исследованы погребения всех этапов развития сарматской культуры, в том
числе захоронения, редко встречающиеся в нашем регионе.
Кроме погребений, относящихся к сарматскому времени, в
Гвардейском курганном могильнике открыто несколько захоронений времен
Золотой Орды, которые имели отличительные особенности этого этапа
развития человечества. В центральной части курганов были обнаружены по
одной могильной яме, имевшие прямоугольную с закругленными углами форму
и были ориентированы с северо-востока на юго-запад. Могила в кургане №3
имела в ногах и изголовье ступеньки, на которые опирались концы досок,
перекрывавших ее. Дно омгилы также выстлано досками. Аналогичную
ступеньку имело и кочевое погребение Преполовенковского могильника.
Инвентарь погребений небогат, но довольно характерен.
Вплотную к
черепу лежали остатки головного убора в виде незамкнутой берестяной
трубочки. Аналогичные берестяные трубочки найдены Б.Н. Граковым в
погребении 1 кургана №3 у Никополя, в кургане №3 из Молчановского
могильника, в кургане №2 у села Потемкино. Вероятно, они представляли
собой основу бокк – головных уборов, известных по письменным
источникам. Бокки были широко распространены в Монголии, Поволжье и
Заволжье.
Все вещи лежали рядом с головами погребенных. Наиболее
многочисленны орудия труда. В одном из погребений найдены ножницы
шарнирные с отогнутыми и неприваренными кольцами-скобами. Пободные
ножницы имели широкое распространение как в погребениях кочевников, так
и в других памятниках IХ – ХIV веков.
В кургане №3 найдено шило четырехгранной формы в сечении
стерженька. В позднекочевнических погребениях шилья встречаются редко.
В этом же кургане найден бисер и серьга, аналогии которой
встречены в погребениях ХIV века в Лидском могильнике и в комплексах
ХIV – ХV веков Волжской Булгарии.
В обоих погребениях найдены остатки деревянных гребней.
Гребни
– частая находка в погребениях кочевников золотоордынского
времени.
Оба погребения сопровождались металлическими зеркалами, положенными в
могилу в разбитом виде. Оба типа зеркал представлены в погребениях
кочевников золотоордынского времени.
Погребальный обряд в этих памятниках типичен для
кочевнических
погребений золотоордынской эпохи. Приведенные выше аналогии позволяют
датировать эти погребения ХIV веком.
Таким образом, Гвардейский могильник содержит погребения от
эпохи
бронзы до ХIV века. Подобная разновременность погребений весьма
характерна для курганных могильников Поволжья.
В Самарской области в настоящее время наиболее полно
исследованы
четыре, в основном, сарматских могильника. В их число входит и
Гвардейский курганный могильник. При исследовании могильника Гвардейцы
I, которое началось в 1970-1972 годах, сотрудники археологической
экспедиции зафиксировали 32 насыпи. В течение полевых сезонов 1970-1972
годов и 1994 года были раскопаны 22 кургана. В могильнике у села
Гвардейцы значительно преобладают среднесарматские курганы.
Нельзя, конечно, исключать возможности того, что такое
соотношение могло измениться в том случае, если бы были исследованы
оставшиеся курганы. Однако, фиксируется вполне устойчивая тенденция,
которая позволяет предположить, что в позднесарматское время кочевники
изменили местоположение своих родовых кладбищ и практически не
использовали территорию могильников, функционировавших в
среднесарматское время. Возможно, это указывает на отсутствие
этногенетической связи между группами, кочевавшими на территории степей
Самарского Заволжья в среднесарматское и позднесарматское время.
Материал срубных, сарматских и золотоордынских погребений
Гвардейского могильника находит ближайшие аналогии в таких
Нижневолжских курганных могильниках, как Быковский, Бережновский,
Калиновский и другие. Прежде всего это относится к сарматским и
золотоордынским погребениям.
Есть основания считать, что южную степную часть Среднего
Поволжья
с бронзового века до золотоордынской эпохи заселяли племена, близкие по
своему происхождению к обитателям Нижнего Поволжья. Связи с Южным
Приуральем в погребениях Гвардейского могильника не прослеживаются.
|
|